Форма наставничества рассматривается как способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией. В каждой паре реализуются 2 роли — наставник и наставляемый.
1) Классическая форма «ученик–ученик» предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации. Ученик с более развитыми организаторскими и лидерскими качествами помогает менее заинтересованному, дисциплинированному и лишенному поддержки ученику. Вариация этой формы «студент–студент».
2) Форма «педагог–педагог» предполагает совместную деятельность, оказание помощи и поддержки от лица опытного учителя молодому специалисту (опыт работы от 0 до 3 лет) или новому сотруднику (при смене места работы).
3) «Студент–ученик». Эта форма предполагает, что студент (вуза, колледжа и др.) помогает ученику с профессиональным и личностным самоопределением, способствует его ценностному и личностному наполнению.
4) Форма «работодатель–ученик» зачастую носит профориентационный характер. Предполагает взаимодействие учащегося старших классов средней школы и представителя регионального предприятия. При этом наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации, знакомит с профессией.
5) «Работодатель–студент». Эта форма помогает студенту, получающему среднее профессиональное образование, почерпнуть актуальные знания и навыки для будущей профессии. А представителю регионального предприятия (специалисту с большим опытом работы) позволяет подготовить мотивированного, компетентного потенциального сотрудника.
Каждая из рассмотренных форм направлена на решение определенных задач и проблем. В зависимости от ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы наставничества могут использоваться разные вариации.