Нетворкинг – социальная и профессиональная деятельность, направленная на формирование, поддержание и использование полезного круга знакомств с целью решения личностных и профессиональных задач. Правильный нетворкинг необходимо воспринимать как стиль жизни. То есть, вы должны стремиться сформировать для себя круг людей, который будет способствовать вашему развитию и росту.
В основу нетворкинга легла известная теория «шести рукопожатий». Разработали эту концепцию американские психологи Стэнли Милгрэм и Джеффри Трэверс в 1969 году. Суть достаточно проста: можно найти абсолютно любого через цепочку знакомств, включающую в себя пять человек (шесть рукопожатий). Теорию проверили с помощью эксперимента: участнику давали на листке имя незнакомого человека и просили передать ему послание. Прежде чем послание попадало к адресату, оно проходило в среднем через пять человек.
Существует три принципа, которые лежат в основе эффективного нетворкинга:
Честность, щедрость и порядочность дают большие преимущества в нетворкинге, но это еще не всё. Мало быть просто хорошим человеком — нужно четко представлять себе, чего вы хотите добиться. Три следующих принципа касаются именно этого.
Главная цель нетворкинга – это взаимный обмен полезной информацией, а не сотрудничество ради выгоды. Об этом всегда необходимо помнить при построении эффективных отношений.
Умение знакомиться и поддерживать контакты — сложный навык, но ему можно научиться, главное — соблюдать правила нетворкинга: подготовить короткую речь о себе и своей профессиональной деятельности, фокусироваться на новых знакомствах, уметь вести диалог, и, после мероприятия поддерживать связь с новыми знакомыми.
Где знакомиться? Самый популярный способ — посещение профессиональных мероприятий, их можно организовать и самостоятельно. Альтернативой выступает общение в социальных сетях и профессиональных интернет-сообществах. Главное – помнить о вежливости, слушать собеседника, и помогать, если есть такая возможность.