Обычно это образованный и состоявшийся человек, желающий передать свой опыт и помочь другому, а также готовый уделить этому определенное время. Ведь наставничество предполагает систематическое и продолжительное общение.
Существуют ли какие-то принципы, на которые следует ориентироваться наставнику и какие качества ему необходимо развивать? Конечно.
1. Умение слушать и говорить.
При совместном решении профессиональных, мотивационно-личностных затруднений для наставляемого очень важно быть услышанным и понятым. И при этом не бояться делиться своими мыслями и чувствами. Для этого наставник, как внимательный слушатель, может помочь уже тем, что будет поддерживать зрительный контакт, задавать уточняющие вопросы. А также рассказывать о своем опыте простым и понятным языком, быть открытым и искренним при общении обо всём, не только о том, что интересно ему самому.
2. Проявление уважения к личности наставляемого, толерантность.
Наставники, которые ориентируются на чувство уважения и достоинства в отношениях с наставляемыми, способны завоёвывать доверие. А его компетентность и состоятельность позволяет быть терпимым к мнениям, взглядам или поведению, отличным от его собственных. Это может помочь как наставнику, так и наставляемому открыть что-то новое в себе или в своем взгляде на ситуацию.
3. Эмпатия.
Умение сопереживать и понимать чувства, настроение наставляемого даже в те моменты, когда ему самому трудно выразить себя словами – отличный «инструмент» наставника для установления доверительных отношений. Однако не всегда высокий уровень эмпатии – благо. При работе с трудными подростками, либо с эгоистически воспитанными наставляемыми чрезмерная эмоциональная отзывчивость сводит на нет все ранее приложенные усилия наставника. Поэтому важно понимать, когда необходимо сопереживание, а когда необходимо проявить твёрдость.
4. Дальновидность.
Хороший наставник способен увидеть смысл в хаосе проблем и найти разумные варианты альтернативных решений. А также критически оценить ситуацию и поддержать наставляемого искренностью и добротой, укрепить его уверенность в себе в трудной ситуации.
5. Умение быть гибким.
Наставник, который способен быстро оценить ситуацию и принять необходимые решения, с лёгкостью переключиться с одного способа действий на другой, поможет и наставляемому найти ответы на свои вопросы. Также наставник, который готов учиться новому, пробовать новые форматы обучения и общения, узнавать больше о наставляемых и учитывать их интересы, имеет больше шансов установить связь с наставляемым и даже повысить свой профессиональный или личностный уровень развития.
6. Стрессоустойчивость.
Сохранение эмоциональной устойчивости, умение адаптироваться к сложным ситуациям и отлично контролировать свои эмоции помогают наставнику сохранять контроль над ситуацией и выдерживать психоэмоциональную нагрузку. Спокойный и уверенный, он сможет стать опорой для своего наставляемого и при необходимости может направить его, скорректировать индивидуальную траекторию.