Компетенции будущего. Что будет востребовано к 2025 году?
Мир стремительно меняется — это факт. Активно развивается мобильный Интернет, искусственный интеллект, стираются границы между личным пространством и рабочим временем, а обучение и вовсе становится непрерывным. Все это отражается на профессиональном становлении и востребованности в будущем определенных компетенций. Именно на них обратим пристальное внимание. Какие компетенции стоит развивать уже сейчас и почему? На основе анализа подходов Библиотеки компетенций Lominger, Сбербанка, RosExpert / Korn Ferry, НИУ ВШЭ, WorldSkills Russia и Global Education Futures была разработана «Целевая модель компетенций 2025». Она включает в себя совокупность цифровых, мягких и жестких навыков. Рассмотрим, какие из них она включает в себя.
1. Навыки и знания, которые помогают справляться с неопределенностью будущего. Например, адаптивность, критическое и системное мышление, умение справляться со стрессом, управление изменениями, планирование и организованность, способность к самообучению, самоорганизации в соответствии с концепцией «lifelong learning». Книги, в которых можно почерпнуть информацию о развитии навыков: Роберт Сапольски «Психология стресса», Дейл Карнеги «Как преодолеть тревогу и стресс», Том Чатфилд «Критическое мышление», Роб Бразертон «Недоверчивые умы», Мария Хайнц «Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть счастливым».
2. Навыки и знания, которые помогают справляться с большим потоком информации: базовые навыки, поиска, обработки и анализа информации, информационная гигиена, медиаграмотность, программирование, а также управление вниманием. Книги, в которых можно почерпнуть информацию о развитии навыков: Мануш Зомороди «Разреши себе скучать»; И.С. Ашманов, Н.И. Касперская «Цифровая гигиена», Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева «Современные стратегии чтения».
3. Навыки и знания, определяющие высокие коммуникационные способности для эффективного межличностного взаимодействия. А именно: умение работать в команде, сотрудничество, навыки самопрезентации, навыки деловых переговоров. Книги, в которых можно почерпнуть информацию о развитии навыков: Нина Зверева «Я говорю – меня слушают» , Джеймс Борг «Секреты общения», Наталья Ром «Хочу говорить красиво!» , Крис Андерсон «TED TALKS. Слова меняют мир. Первое официальное руководство по публичным выступлениям», Филип Зимбардо «Как побороть застенчивость».
4. Навыки и знания, которыми не могут овладеть машины. Например, эмпатия и эмоциональный интеллект, креативность и нестандартное мышление, управление роботизированными процессами. Книги, в которых можно почерпнуть информацию о развитии навыков: Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект», Майкл Микалко «Рисовый штурм», Тони Бьюзен «10 способов развить креативность».
5. Цифровые навыки и знания. К ним относятся: базовая цифровая грамотность, аналитика данных, машинное обучение, искусственный интеллект, программирование, архитектура IТ-систем, кибербезопасность. Книги, в которых можно почерпнуть информацию о развитии навыков: Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, И.Н. Пальчикова, Е.В. Федоркевич, В.С. Федотова «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности», Питер Яворски «Ловушка для багов», Роберт Мартин «Чистый код»; Эрик Фримен, Элизабет Фримен «Паттерны проектирования».