Как преподнесет себя наставник, какое впечатление произведет его речь, внешний вид и тот опыт, которым он готов делиться – все это влияет на установление доверительных отношений с наставляемым в будущем. Особенно важно это на первой встрече –знакомстве. Как отмечают психологи, при первом контакте впечатление формируется за 3–5 секунд. Что необходимо предусмотреть, чтобы расположить к себе наставляемого и установить контакт?
На этот вопрос помогает найти ответ самопрезентация, то есть демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Стоит отметить, что любой человек воспринимает информацию на двух уровнях: вербальном и невербальном. Рассмотрим те аспекты, которые важно учитывать и на том, и на другом уровне.
Вербальное представление
Для наставника в первую очередь важно понимать и осознавать грани своей личности. В этом может помочь самоанализ:
После данного этапа можно переходить к составлению непосредственно рассказа о себе и своей деятельности. Расскажите об этом так, чтобы информация была максимально понятна и доступна для аудитории. Если есть возможность, добавьте интерактив, задайте вопрос слушателю(ям), например, знакомо ли им направление, которым вы занимаетесь.
Убедительность и вес вашему рассказу придадут так называемые социальные доказательства: ваше образование, опыт работы, стаж, сертификаты, подтверждение от знаменитостей и лидеров мнений и др. Для этого можно воспользоваться формулой Мнение – Факт – Артефакт. Например, я – профессиональный журналист, педагог программы дополнительного образования «Журналистика», проходил стажировки на федеральном и местных каналах, брал интервью у Юрия Дудя.
На этот вопрос помогает найти ответ самопрезентация, то есть демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Стоит отметить, что любой человек воспринимает информацию на двух уровнях: вербальном и невербальном. Рассмотрим те аспекты, которые важно учитывать и на том, и на другом уровне.
Вербальное представление
Для наставника в первую очередь важно понимать и осознавать грани своей личности. В этом может помочь самоанализ:
- своих достижений, чему они вас научили;
- умения и навыки, которыми вы обладаете;
- сильные и слабые стороны. Что вы получаете, используя свои сильные стороны? Как и в каких ситуациях вы можете использовать с пользой свои слабые стороны?
- чем и как вы можете быть полезны наставляемому?
После данного этапа можно переходить к составлению непосредственно рассказа о себе и своей деятельности. Расскажите об этом так, чтобы информация была максимально понятна и доступна для аудитории. Если есть возможность, добавьте интерактив, задайте вопрос слушателю(ям), например, знакомо ли им направление, которым вы занимаетесь.
Убедительность и вес вашему рассказу придадут так называемые социальные доказательства: ваше образование, опыт работы, стаж, сертификаты, подтверждение от знаменитостей и лидеров мнений и др. Для этого можно воспользоваться формулой Мнение – Факт – Артефакт. Например, я – профессиональный журналист, педагог программы дополнительного образования «Журналистика», проходил стажировки на федеральном и местных каналах, брал интервью у Юрия Дудя.
Невербальное представление
А вы знали, что 55% информации между людьми передается невербально? Поэтому игнорировать данный вид коммуникации не рекомендуется. К невербальному представлению относятся: жесты, интонация, внешний вид, положение в пространстве. Рассмотрим на каждый из них более подробно.
Внешний вид
Располагает к себе ровная осанка, аккуратная прическа и макияж, опрятный внешний вид, а также отсутствие резких и стойких запахов.
Интонации
В начале своей речи привлекаем внимание и выбираем громкость, ориентируясь на слушателя/аудиторию. Не забываем делать логические паузы, определяем динамику речи опять-таки, исходя из ситуации.
Жесты
Движения рук или ног также может многое говорить о спикере. Существуют позитивные, нейтральные и негативные жесты. При самопрезентации рекомендуется использовать преимущественно позитивные, например, ладони, открытые в сторону собеседника; широкий указательный жест руками (локти не прижаты к туловищу) и др. Более подробно данную тему можно изучить в книге Аллана и Барбары Пиз «Язык телодвижений».
А вы знали, что 55% информации между людьми передается невербально? Поэтому игнорировать данный вид коммуникации не рекомендуется. К невербальному представлению относятся: жесты, интонация, внешний вид, положение в пространстве. Рассмотрим на каждый из них более подробно.
Внешний вид
Располагает к себе ровная осанка, аккуратная прическа и макияж, опрятный внешний вид, а также отсутствие резких и стойких запахов.
Интонации
В начале своей речи привлекаем внимание и выбираем громкость, ориентируясь на слушателя/аудиторию. Не забываем делать логические паузы, определяем динамику речи опять-таки, исходя из ситуации.
Жесты
Движения рук или ног также может многое говорить о спикере. Существуют позитивные, нейтральные и негативные жесты. При самопрезентации рекомендуется использовать преимущественно позитивные, например, ладони, открытые в сторону собеседника; широкий указательный жест руками (локти не прижаты к туловищу) и др. Более подробно данную тему можно изучить в книге Аллана и Барбары Пиз «Язык телодвижений».
Положение в пространстве
Выбираем положение в зависимости от количества слушателей: при личном общении располагаемся немного в стороне от центра, при публичном – встаем по центру.
При смене темы, идеи стоит изменить положение, место. А также рекомендуется ограничить жестикуляцию рамками воображаемого квадрата.
И, конечно, очень важно быть настоящим, не играть роль того, кем не являетесь.
Выбираем положение в зависимости от количества слушателей: при личном общении располагаемся немного в стороне от центра, при публичном – встаем по центру.
При смене темы, идеи стоит изменить положение, место. А также рекомендуется ограничить жестикуляцию рамками воображаемого квадрата.
И, конечно, очень важно быть настоящим, не играть роль того, кем не являетесь.