Наверняка вы встречали человека, в общении с которым чувствуется внутренняя сила, при этом он доброжелателен, вежлив и прямолинеен. Все эти качества присущи ассертивному человеку.
Ассертивность – это поведенческий навык, при котором человек достигает желаемых результатов даже в конфликтных условиях, не прибегая к агрессии, обману и выраженному доминированию, используя честное, уважительное и прямолинейное общение на равных. С помощью этого навыка можно успешно и легко отстаивать свои границы и давать отпор манипуляторам.
В наставнической деятельности ассертивность важно развивать как наставнику, так и наставляемому. Наставник в таком случае успешно планирует свою деятельность с учетом своих потребностей и возможностей, может брать ответственность за свои действия в отношениях с наставляемым, уважает позицию наставляемого, умеет его слушать и аргументировать свою позицию.
Наставляемый более успешно справляется с профессиональными, учебными и личными задачами, умея брать на себя ответственность, уверенно и уважительно по отношению к другим выражать свою позицию, понимать и осознавать свои личные границы.
Стоит отметить, что ассертивным может быть поведение при развитии осознанности и определенной практике. Более распространенные модели поведения в отличие от ассертивности – это пассивность и агрессивность. Пассивность подразумевает полное или частичное игнорирование собственных потребностей в пользу потребностей второй стороны. А агрессивное – когда потребности слушателя игнорируются в пользу потребностей говорящего. Оценить уровень развития вашей ассертивности можно благодаря специальным тестам
В наставнической деятельности ассертивность важно развивать как наставнику, так и наставляемому. Наставник в таком случае успешно планирует свою деятельность с учетом своих потребностей и возможностей, может брать ответственность за свои действия в отношениях с наставляемым, уважает позицию наставляемого, умеет его слушать и аргументировать свою позицию.
Наставляемый более успешно справляется с профессиональными, учебными и личными задачами, умея брать на себя ответственность, уверенно и уважительно по отношению к другим выражать свою позицию, понимать и осознавать свои личные границы.
Стоит отметить, что ассертивным может быть поведение при развитии осознанности и определенной практике. Более распространенные модели поведения в отличие от ассертивности – это пассивность и агрессивность. Пассивность подразумевает полное или частичное игнорирование собственных потребностей в пользу потребностей второй стороны. А агрессивное – когда потребности слушателя игнорируются в пользу потребностей говорящего. Оценить уровень развития вашей ассертивности можно благодаря специальным тестам
Фото: Центр толерантности Еврейского музея
На старте изучения понятия ассертивности рекомендуем ознакомиться с основными правилами, которые сформулировал Мануэль Смит, идеолог ассертивного подхода, в книге «Как научиться говорить «нет» и чувствовать себя при этом комфортно». Он назвал эти 10 правил «Билль об уверенных правах».
На старте изучения понятия ассертивности рекомендуем ознакомиться с основными правилами, которые сформулировал Мануэль Смит, идеолог ассертивного подхода, в книге «Как научиться говорить «нет» и чувствовать себя при этом комфортно». Он назвал эти 10 правил «Билль об уверенных правах».
1. Вы имеете право оценивать своё поведение, мысли и эмоции, брать на себя ответственность за их возникновение и последствия.
2. Вы имеете право не извиняться и не объяснять своё поведение.
3. Вы решаете, несёте ли ответственность за решение проблем других людей.
4. Вы имеете право передумать.
5. Вы имеете право совершать ошибки – и нести за них ответственность.
6. Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
7. Вы имеете право быть независимым от доброй воли других людей, прежде чем вступать с ними во взаимодействие.
8. Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений.
9. Вы имеете право сказать: «Я не понимаю».
10. Вы имеете право сказать: «Меня это не интересует».
2. Вы имеете право не извиняться и не объяснять своё поведение.
3. Вы решаете, несёте ли ответственность за решение проблем других людей.
4. Вы имеете право передумать.
5. Вы имеете право совершать ошибки – и нести за них ответственность.
6. Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
7. Вы имеете право быть независимым от доброй воли других людей, прежде чем вступать с ними во взаимодействие.
8. Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений.
9. Вы имеете право сказать: «Я не понимаю».
10. Вы имеете право сказать: «Меня это не интересует».
Какие еще существуют способы для развития ассертивности?
1)Пробуйте использовать «я-высказывание». Оно всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня». Использование данной конструкции позволяет быть уверенным, но при этом не враждебным. Попробуйте чаще начинать свою мысль со слов: «я думаю…», «я чувствую…», «я хочу...».
2)Посмотрите на различия с другим человеком как на абсолютно нормальное положение вещей, я окей – ты окей. Постарайтесь понять другую точку зрения. Высказывайте своё мнение спокойно. Слушайте уважительно, не перебивайте, когда вам отвечают.
3)Используйте в общении формулу: Событие + «Я-высказывание» + Уточнение ⠀
Например: «Ты никогда меня не слушаешь!» / «Я сейчас говорю важные вещи. Пожалуйста, послушай внимательнее».
4)Отслеживайте свою напряженность в теле и следите за дыханием, когда чувствуете, что выходите из равновесия. Сосредоточьтесь на дыхании, попробуйте сконцентрироваться на каком-либо одном объекте из окружающего вас пространства и постарайтесь сохранить спокойствие. Это поставит вас в более сильную позицию и позволит другому человеку не нервничать.
Попробуйте потренировать ассертивность в практическом упражнении «Пустой стул». Особенно эффективно его выполнять при анализе конфликтной или напряженной ситуации.
1. Представьте, что собеседник, в общении с которым необходимо проявить ассертивность, сидит напротив вас. Как он выглядит, как сидит, во что одет? Постарайтесь максимально подробно представить его образ.
2.Произнесите ассертивное утверждение вслух, адресуя его невидимому собеседнику.
3.Закончив, сядьте на пустой стул, представьте себя этим человеком и соответственно ответьте.
4.Вернитесь на свой стул и обратите внимание на собственные чувства и мысли по поводу ответа. Составьте подобающее ассертивное утверждение.
5.Продолжайте, пересаживаясь туда-сюда, пока не дойдете до логического финала.
Если метод пустого стула вам не подходит, попробуйте сделать то же самое мысленно или запишите свой диалог с собеседником.
1. Представьте, что собеседник, в общении с которым необходимо проявить ассертивность, сидит напротив вас. Как он выглядит, как сидит, во что одет? Постарайтесь максимально подробно представить его образ.
2.Произнесите ассертивное утверждение вслух, адресуя его невидимому собеседнику.
3.Закончив, сядьте на пустой стул, представьте себя этим человеком и соответственно ответьте.
4.Вернитесь на свой стул и обратите внимание на собственные чувства и мысли по поводу ответа. Составьте подобающее ассертивное утверждение.
5.Продолжайте, пересаживаясь туда-сюда, пока не дойдете до логического финала.
Если метод пустого стула вам не подходит, попробуйте сделать то же самое мысленно или запишите свой диалог с собеседником.