Для лидера, наставника в групповом наставничестве, руководителя важно понимать основные принципы, на которых базируется мотивация подопечных. Ведь это то, что делает их действия, работу эффективной, слаженной и помогает им достигать лучших результатов.
Основные компоненты мотивации выделил основатель Института нейролидерства Дэвид Рок в модели SCARF (в пер. шарф):
И несмотря на то, что социальные потребности людей могут меняться, иногда противоречить друг другу, так или иначе есть приоритетные.
- Status - статус. То есть стремление получить признание от окружающих, ощущение ценности выполненной работы.
- Certainty - определенность. Предполагает, что у человека есть понимание, что происходит сейчас и будет происходить дальше, как ему действовать дальше.
- Autonomy - автономность. То есть возможность контролировать свою жизнь и решения. Под постоянным контролем даже самых небольших задач человек становится зависим от чужих мнений/действий, которые он не может предсказать.
- Relatedness - связанность или ощущение принадлежности к группе. Общие задачи объединяют, если внутри группы выстроена коммуникация.
- Fairnes - справедливость. Без искренности, уважения, доверия и причастности к группе данный компонент не будет реализован. Ощущение несправедливости может восприниматься человеком как пренебрежение, а значит, угроза статусу.
И несмотря на то, что социальные потребности людей могут меняться, иногда противоречить друг другу, так или иначе есть приоритетные.
Рекомендации по использованию модели SCARF
1) Поддерживайте позитивную атмосферу в группе - для этого отмечайте достижения, хвалите участника/участников группы публично. Так люди будут чувствовать причастность к группе и свою важную роль в общем деле. При этом никогда не сравнивайте, не подчеркивайте превосходство одного участника группы над другим. А если есть необходимость поделиться критикой, лучше всего высказать ее наедине с человеком.
1) Поддерживайте позитивную атмосферу в группе - для этого отмечайте достижения, хвалите участника/участников группы публично. Так люди будут чувствовать причастность к группе и свою важную роль в общем деле. При этом никогда не сравнивайте, не подчеркивайте превосходство одного участника группы над другим. А если есть необходимость поделиться критикой, лучше всего высказать ее наедине с человеком.
2) Создайте условия для информационной прозрачности внутри группы. Важно, чтобы все ее участники имели понимание, чего от них ожидают, как выполнить задачу, какие изменения произошли в ситуации/работе. Также важно, чтобы у каждого была возможность задать вопрос, получить доступ к необходимым материалам, документам, справочной информации.
3) Мотивацию группы поддержит предоставление определенной автономности участникам. Определите суть задачи и сроки ее выполнения, а очередность, способы выполнения можно оставить на усмотрение участников группы. Это не только поддержит мотивацию команды, но и позволит вам переключиться на более важные дела. А у участников группы будет возможность проявиться и действовать с интересом. Также решения, которые касаются всей группы, по возможности обсуждайте совместно. Это также дает людям возможность быть услышанными.
4) Поддерживайте доброжелательные отношения в группе, поощряйте неформальное общение вне группы. Ощущение причастности создается за счет доверия и эмпатии. Это развивает в людях стремление к инициативе, которая направлена на общее благо группы.
5) Объясняйте, аргументируйте свои решения, чтобы члены группы не ощущали несправедливость по отношению к себе. Отлично, когда аргументы ориентированы на интересы группы, а не на личное восприятие отдельных участников группы.
6) Ставьте конкретные цели. Используйте удобную для вас технологию постановки цели. Понимание группой конкретной цели и результата, который необходимо достичь, снижает уровень неопределенности и способствует повышению мотивации.