Почитать

Секреты наставничества: составляющие для успешного взаимодействия наставнической пары

Наставничество – это дорога с двусторонним движением. Вне зависимости о того, какую роль вы занимаете в наставнической паре: наставника или наставляемого, эффективное взаимодействие уверенно приведет как к личностному, так и к профессиональному росту.

Организации, которые применяют программы наставничества, отличаются более высоким уровнем обмена знаниями и вовлеченности сотрудников. Поэтому, преимущества наставничества бесчисленны. Но здесь важно помнить: наставничество – это не волшебная палочка, которая автоматически создает успех. Отличные результаты совместной работы появляются тогда, когда обе стороны заинтересованы во взаимодействии, имеют общие цели и четкое понимание, с чего начать свой путь к их достижению.

Успешное наставничество невозможно без трех составляющих:

1. Хороший наставник.
2. Хороший подопечный.
3. Активное взаимодействие.

Рассмотрим каждый из этих аспектов, чтобы понять концепцию наставничества.

Кто такой хороший наставник?


Хороший наставник – это не просто успешный человек. Хороший наставник облает характером, силой воли и желанием помогать развиваться другим людям. Это требует готовности размышлять и делиться собственным опытом, в том числе и негативным. Великие наставники имеют отличные коммуникативные способности, и подтверждают свои слова действиями.

Качества, необходимые для успешного наставника:

  • Искренняя заинтересованность. Хороший наставник искренне заинтересован в том, чтобы помочь своему подопечному в достижении результата без какого-либо вознаграждения.
  • Желание вкладывать энергию и силу в развитие своего подопечного. Одних благих намерений недостаточно – наставничество требует времени.
  • Наличие организационных и профессиональных знаний, опыта и/или навыков. Лучшие наставники имеют глубокие знания в области, которую желает развивать подопечный.
  • Готовность делиться не только своими успехами, но и «провалами», или «как я сделал это правильно» и «как я сделал это неправильно». Оба опыта представляют ценные возможности для обучения.
  • ·Способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Лучшими наставниками станут люди, которые сами являются любознательными обучающимися и стремятся углубить свои знания.
  • Наличие навыков «Soft Skills»: умения слушать, задавать нужные вопросы, предоставлять объективную обратную связь, делиться историями и примерами из собственной жизни и т.д.

Кто такой хороший подопечный?


Не только наставник, но и его подопечный должен прикладывать определенные усилия к совместному сотрудничеству. Хороший обучающийся – это тот, кто стремится к успеху, ценит и уважает труд своего наставника, понимает, что ему помогают от чистого сердца.

Качества, которые помогут подопечному достичь успеха:

  • Стремление к расширению своих возможностей и ориентация на достижение результата;
  • Понимание своих личных и профессиональных целей, потребностей и желаний. Наставничество – это не терапия, когда один человек бесцельно бродит, а другой помогает ему выбрать нужное направление. Подопечные несут ответственность за свое решение, поэтому они должны четко понимать, что они хотят получить в итоге;
  • Готовность обратиться за помощью, не бояться своих слабых сторон, исследовать различные пути решения и перспективы. Подопечные должны быть открытыми и обладать жаждой знаний, не бояться идти другой дорогой. Ни один наставник не захочет иметь дела с равнодушным и не желающим развиваться подопечным;
  • Адекватное восприятие обратной связи, а также действие в соответствии с рекомендациями наставника;
  • Ответственность и дисциплина. Наставники также хотят видеть движение и рост своих подопечных. В противном случае наставничество не принесет никаких результатов;
  • Взаимодействие с наставником на регулярной основе.

Особенности взаимоотношений наставника и подопечного


Взаимоотношения между наставником и подопечным должны строиться на доверии и уважении. Успешное сотрудничество возможно только при активном участии обеих сторон. Для того чтобы совместный труд был эффективным и продуктивным, рекомендуется придерживаться простых правил:

1. Создайте альянс

Уделите время обсуждению концепции сотрудничества. Обе стороны должны иметь общее понимание процесса взаимоотношений. Это подразумевает обсуждение таких вещей, как:
  • время для проведения встреч. Кто с кем выходит на связь? Каким образом? Когда? В какое время удобнее всего поддерживать связь?
  • встречи. Где, когда и как часто? Вы встречаетесь лично? По телефону? Виртуально?
  • конфиденциальность. Какие темы можно обсуждать, а какие нет?
  • обратная связь. Каковы ожидания относительно предоставления и получения обратной связи?

2. Узнавайте друг друга

Взаимоотношения наставника и подопечного похожи на любые другие отношения — для их развития необходимо время. Как только люди узнают друг друга поближе – им будет легче общаться, достичь взаимопонимания, оптимизировать рабочий процесс. Не поддавайтесь искушению окунуться с головой в разрешение проблем и консультирование. Постарайтесь установить доверительные отношения, чтобы достичь лучших результатов.

3. Делитесь впечатлениями

Каждые несколько встреч одна или обе из сторон должны спрашивать: «Как у вас обстоят дела? Что было полезным, а что нет? Что я могу сделать иначе, чтобы этот опыт был более эффективным?» Как бы неловко это ни было, инициирование подобных разговоров будет ценно для обеих сторон.

В заключение, хочется отметить, что наставничество – это прекрасная возможность предоставить и получить полезный, потенциально изменяющий жизнь опыт как наставнику, так и подопечному Это один из самых важных инструментов, с помощью которого человек может улучшить свою личную и профессиональную жизнь, который, безусловно,  требует целеустремленности, времени, терпения. Однако стоит проявить усердие и плодотворно поработать, – отличный результат точно не заставит вас ждать.