Организации, которые применяют программы наставничества, отличаются более высоким уровнем обмена знаниями и вовлеченности сотрудников. Поэтому, преимущества наставничества бесчисленны. Но здесь важно помнить: наставничество – это не волшебная палочка, которая автоматически создает успех. Отличные результаты совместной работы появляются тогда, когда обе стороны заинтересованы во взаимодействии, имеют общие цели и четкое понимание, с чего начать свой путь к их достижению.
Успешное наставничество невозможно без трех составляющих:
1. Хороший наставник.
2. Хороший подопечный.
3. Активное взаимодействие.
Рассмотрим каждый из этих аспектов, чтобы понять концепцию наставничества.
Кто такой хороший наставник?
Хороший наставник – это не просто успешный человек. Хороший наставник облает характером, силой воли и желанием помогать развиваться другим людям. Это требует готовности размышлять и делиться собственным опытом, в том числе и негативным. Великие наставники имеют отличные коммуникативные способности, и подтверждают свои слова действиями.
Качества, необходимые для успешного наставника:
- Искренняя заинтересованность. Хороший наставник искренне заинтересован в том, чтобы помочь своему подопечному в достижении результата без какого-либо вознаграждения.
- Желание вкладывать энергию и силу в развитие своего подопечного. Одних благих намерений недостаточно – наставничество требует времени.
- Наличие организационных и профессиональных знаний, опыта и/или навыков. Лучшие наставники имеют глубокие знания в области, которую желает развивать подопечный.
- Готовность делиться не только своими успехами, но и «провалами», или «как я сделал это правильно» и «как я сделал это неправильно». Оба опыта представляют ценные возможности для обучения.
- ·Способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Лучшими наставниками станут люди, которые сами являются любознательными обучающимися и стремятся углубить свои знания.
- Наличие навыков «Soft Skills»: умения слушать, задавать нужные вопросы, предоставлять объективную обратную связь, делиться историями и примерами из собственной жизни и т.д.
Кто такой хороший подопечный?
Не только наставник, но и его подопечный должен прикладывать определенные усилия к совместному сотрудничеству. Хороший обучающийся – это тот, кто стремится к успеху, ценит и уважает труд своего наставника, понимает, что ему помогают от чистого сердца.
Качества, которые помогут подопечному достичь успеха:
- Стремление к расширению своих возможностей и ориентация на достижение результата;
- Понимание своих личных и профессиональных целей, потребностей и желаний. Наставничество – это не терапия, когда один человек бесцельно бродит, а другой помогает ему выбрать нужное направление. Подопечные несут ответственность за свое решение, поэтому они должны четко понимать, что они хотят получить в итоге;
- Готовность обратиться за помощью, не бояться своих слабых сторон, исследовать различные пути решения и перспективы. Подопечные должны быть открытыми и обладать жаждой знаний, не бояться идти другой дорогой. Ни один наставник не захочет иметь дела с равнодушным и не желающим развиваться подопечным;
- Адекватное восприятие обратной связи, а также действие в соответствии с рекомендациями наставника;
- Ответственность и дисциплина. Наставники также хотят видеть движение и рост своих подопечных. В противном случае наставничество не принесет никаких результатов;
- Взаимодействие с наставником на регулярной основе.
Особенности взаимоотношений наставника и подопечного
Взаимоотношения между наставником и подопечным должны строиться на доверии и уважении. Успешное сотрудничество возможно только при активном участии обеих сторон. Для того чтобы совместный труд был эффективным и продуктивным, рекомендуется придерживаться простых правил:
1. Создайте альянс
Уделите время обсуждению концепции сотрудничества. Обе стороны должны иметь общее понимание процесса взаимоотношений. Это подразумевает обсуждение таких вещей, как:
- время для проведения встреч. Кто с кем выходит на связь? Каким образом? Когда? В какое время удобнее всего поддерживать связь?
- встречи. Где, когда и как часто? Вы встречаетесь лично? По телефону? Виртуально?
- конфиденциальность. Какие темы можно обсуждать, а какие нет?
- обратная связь. Каковы ожидания относительно предоставления и получения обратной связи?
2. Узнавайте друг друга
Взаимоотношения наставника и подопечного похожи на любые другие отношения — для их развития необходимо время. Как только люди узнают друг друга поближе – им будет легче общаться, достичь взаимопонимания, оптимизировать рабочий процесс. Не поддавайтесь искушению окунуться с головой в разрешение проблем и консультирование. Постарайтесь установить доверительные отношения, чтобы достичь лучших результатов.
3. Делитесь впечатлениями
Каждые несколько встреч одна или обе из сторон должны спрашивать: «Как у вас обстоят дела? Что было полезным, а что нет? Что я могу сделать иначе, чтобы этот опыт был более эффективным?» Как бы неловко это ни было, инициирование подобных разговоров будет ценно для обеих сторон.
В заключение, хочется отметить, что наставничество – это прекрасная возможность предоставить и получить полезный, потенциально изменяющий жизнь опыт как наставнику, так и подопечному Это один из самых важных инструментов, с помощью которого человек может улучшить свою личную и профессиональную жизнь, который, безусловно, требует целеустремленности, времени, терпения. Однако стоит проявить усердие и плодотворно поработать, – отличный результат точно не заставит вас ждать.