Развитие эмоционального интеллекта наставника: как пробудить интерес к образовательному процессу?
Наставничество – это действенный способ быстро ввести обучающегося в образовательный процесс и коллектив, это передача знаний и практических умений от более опытного мастера только начинающему. В этом процессе передачи знаний и формирования необходимых умений от наставника ученику большую роль играют эмоции. Обучение может быть интересным и скучным, вызывать радость или тревогу. От того, как обходится с эмоциями ученика и своими собственными переживаниями наставник, зависит результат обучения.Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен во взаимодействии наставника и наставляемого, и как наставнику вызвать у обучающегося интерес к своей деятельности.
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность человека распознавать и контролировать собственные мысли и эмоции, а также понимать эмоциональное состояние других людей и использовать этот навык, как инструмент для решения практических задач и достижения поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Для того, чтобы стать грамотным наставником, необходимо управлять эмоциями, но как именно и что конкретно нужно развивать, чтобы этому научиться? Изучим модель эмоционального интеллекта, которая включает в себя 5 важных компонентов:
Самосознание и самоконтроль ответственны за то, как мы понимаем и интерпретируем свои чувства и эмоции.
Эмпатия проявляется как способность сопереживать, вставать на место другого и понимать чувства собеседника.
Благодаря целям и видению мы отстаиваем личные границы и не выходим за рамки собственных ценностей.
Компонент социальности, если он развит, позволяет налаживать контакты с людьми и правильно демонстрировать людям свои намерения.
Личное влияние — это наша способность вдохновлять, мотивировать и побуждать людей следовать за нами.
Первые три пункта относятся исключительно к тому, что происходит у нас внутри, когда мы оказываемся наедине со своими чувствами и мыслями или же в определенных социальных ситуациях. Другие два — это внешние компоненты, которые тесно связаны с окружением и социальными контактами.
Все эти составляющие важны для комплексного развития эмоционального интеллекта наставника, однако самую важную роль играют самосознание и самоконтроль. Благодаря им наставник может проанализировать ситуацию после конфликта, понять, где были допущены ошибки, чтобы скорректировать поведение и изменить отношение к последующим ситуациям, а также проанализировать свою реакцию, которая, может, и не проявилась внешне, но явно оказала влияние на самочувствие.
Иначе говоря, чем лучше у вас развито самосознание и самоконтроль, тем вы больше склонны к рефлексии и управлению собственными эмоциями. Если наставник умеет управлять своими эмоциями, справляться с гневом и раздражительностью, не допускать скуку в работе, поддерживать живой интерес к обучению, то ученик охотно вовлекается в процесс обучения и показывает высокие результаты работы.
Что касается интереса обучающегося при освоении новой информации – это важная и необходимая эмоция.Интерес дает полезную энергию, повышает уверенность в себе. Если наставнику удалось пробудить эмоцию интереса у ученика, то весь процесс обучения будет идти легко и эффективно. Но как зажечь «огонек» и заинтересовать, а после поддержать имеющийся интерес у обучающихся?
Предлагаем некоторые рекомендации, которые помогут организовать процесс наставничества:
сохраняйте и поддерживайте уважительные взаимоотношения - это залог успешного процесса обучения;
не допускайте чрезмерных перегрузок, физических неудобств, создайте единые правила в процессе обучения и старайтесь их придерживаться;
внимательно относитесь к затруднениям обучающегося, не высказывая оценочных или критических суждений;
сразу обсуждайте все сомнения, затруднения и беспокойства обучающегося: «Что пошло не так, как запланировано? Как это произошло? Можно ли было избежать ошибки? Каким образом? Как бы ты поступил при повторении подобной ситуации?»;
укрепляйте уверенность обучающегося в том, что он сможет справиться с задачей - подбадривайте, хвалите его за каждый успешный шаг. Оказывайте эмоциональную поддержку после выполнения задания (вселите уверенность, помогите поверить в себя, похвалите). Соблюдайте принцип «9:1»: на девять похвал, одно замечание;
поддерживайте попытки самостоятельности и инициативы;
активизируйте творческие способности обучающихся;
используйте нестандартный подход к процессу обучения;
создавайте ситуации, когда обучающийся сам ищет ответ на вопрос.
Таким образом, развитие эмоционального интеллекта наставника позволяет раскрыть все способности и таланты ученика, и быстро преодолеть адаптационные сложности. А еще сделать процесс обучения увлекательным квестом, интересной игрой, драйвовым приключением, которое наполнит рабочие будни яркими красками, замотивирует на успех, зарядит энергией и вовлечет в учебный процесс как наставников, так и обучающихся.