Наставником в образовательном процессе может стать не только педагог, но и сам обучающийся, представитель предприятия, частной организации и т. д. Тем не менее принцип наставничества остается прежним – это создание доверительных отношений, способствующих развитию и реализации возможностей наставляемого. Что необходимо делать наставнику вне зависимости от возраста и целей взаимодействия с подопечным? Рассмотрим общие принципы.
1.Помогите сформулировать цель У многих этот процесс вызывает трудности, т.к. не всегда ясно, как выделить главное, расписать цель четко, с конкретными результатами. В помощь наставнику существует множество систем постановки целей. Одна из самых известных – SMART, предполагает, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной, привязанной к срокам и ясной. А еще наставник может помочь определить, истинная ли это цель или навязанная извне. Важно внимательно слушать и задавать уточняющие вопросы: «Что ты будешь делать для решения этой задачи?», «Сколько времени тебе понадобится чтобы...?» и др. А также на протяжении всего периода взаимодействия не забывать отслеживать прогресс и вносить коррективы в план.
2.Уделите внимание окружению Узнайте больше о наставляемом – кто играет важную роль в его жизни, с чем ему сейчас сложнее всего, что привело его к наставнику, каковы отношения вашего подопечного с родителями/образовательным сообществом/руководителем/коллегами, как, по его мнению, вы можете помочь. Полученная информация позволит корректно сформулировать цель, а также выбрать стратегию дальнейшего взаимодействия.
3.Сделайте встречи регулярными Так вы не только повысите продуктивность и результативность, но и поспособствуете укреплению доверия к вам. И в принятии решений, и дальнейших действиях появится последовательность, не придется вспоминать, что было в последний раз и что еще необходимо обсудить/сделать. Также регулярные встречи для наставляемого – это маркер того, что вы цените свое и его время, а это вызывает уважение и расположение.
4.Будьте открыты новому опыту и знаниям Внимательно слушайте вашего подопечного и не спешите настаивать на своем, если он говорит, что есть другие варианты. Хороший наставник прислушивается к наставляемому и готов развиваться и учиться новому вместе со своим подопечным. Стиль несгибаемого диктатора – это не про наставничество. Важно уметь договариваться.
5.Используйте свои ресурсы во благо подопечного У вашего наставляемого может возникнуть вопрос или ситуация, в которой у вас не будет всех ответов, и это не делает вас ужасным наставником. Вы можете обратиться к доступным вам ресурсам, которые могут помочь – книгам, статьям, другим знакомым вам экспертам. И они также могут сыграть важную роль в достижении цели наставляемого.
6.Поддерживайте конфиденциальность Как мы отмечали ранее, доверие – очень важная составляющая взаимоотношений наставника и наставляемого. Оно позволяет раскрыть истинные потребности подопечного и добиться прогресса. Поэтому важно ту информацию, которой с вами делится наставляемый, оставить между вами. Исключение составляют проблемные ситуации, требующие вмешательств извне (угроза жизни, здоровью и др).