Почитать

Основные принципы знакомства наставника и наставляемого

«Я готов быть наставником, что делать дальше?» –  после того, как организация утвердила вас как наставника, такой вопрос вполне закономерен.  И в ближайшее время вам предстоит познакомиться со своим подопечным (или несколькими). Чтобы лучше подготовиться к этому этапу предлагаем простой алгоритм и несколько полезных рекомендаций.

Итак, на этапе знакомства важно реализовать 2 задачи:
  • Установить психологический контакт.
  • Определить запрос и цель последующих встреч.

Для продуктивной работы наставника и наставляемого очень важно установить атмосферу, располагающую к открытому и психологически комфортному диалогу. Первым шагом к этому может стать самопрезентация наставника. Она должна быть небольшой, интересной, логически выстроенной и уверенно представленной. В этом может помочь понимание своих сильных и слабых сторон, достижений, навыков и умений, мотивации быть наставником.

Практика. Запишите несколько основных тезисов о себе (кто вы, что делаете и зачем?). Затем представьте, что эти тезисы вы слышите от незнакомого человека. Что вас заинтересует в его рассказе? Что вы подумаете о человеке? Захочется ли что-нибудь спросить, уточнить? После этого внесите коррективы в вашу самопрезентацию. И не забывайте сделать акцент на том, чем вы можете быть полезны.

Знакомство не должно быть односторонним, а потому – узнайте больше о вашем потенциальном наставляемом. Можно попросить рассказать о себе, любимых предметах в школе, хобби, отношениях с учителями, друзьями, родителями. При этом перед встречей можно заранее продумать вопросы, которые вы бы хотели задать наставляемому. Возможные варианты мы прикрепили ниже.


Отметьте те из них, на которые, как вы думаете, он точно ответит и задайте при встрече. При этом важно использовать технику активного слушания – уточнять услышанное, пересказывать определенные моменты и спрашивать, все ли верно, а также подводить итоги, выделять главное.

Зафиксируйте для себя запрос, с которым пришел наставляемый, трудности, которые он испытывает, к чему он хотел бы прийти. А также попытайтесь сформулировать цель ваших последующих встреч: как думаешь, что ты можешь получить от нашего общения? Каким ты видишь результат нашей работы? В чем я могу быть тебе полезен? Для чего ты решил участвовать в программе?

Возможно, для четкого формулирования цели понадобится время, но после первой встречи наставник уже может составить примерный план встреч, на основе полученной информации. В зависимости от возраста потенциального наставляемого для знакомства можно подготовить небольшие творческие задания, позволяющие больше узнать о подопечном.