Для эффективной реализации системы наставничества в организации важно ориентироваться на те цели, которые предстоит достигнуть. И в соответствии с этим выбирается форма взаимодействия и модель наставничества.
Форма взаимодействия, как мы ранее отмечали, подразумевает организацию работы наставника и наставляемого в определенной ролевой ситуации – например, ученик-лидер мотивирует и помогает развивать личностные качества пассивному ученику.
Модель наставничества позволяет определить условия, при которых будет реализовываться наставничество – количество наставников и наставляемых, срок их взаимодействия, формат встреч.
Рассмотрим 2 наиболее распространенные в образовательных организациях модели наставничества.
1) Групповое наставничество может реализовываться как взаимодействие одного наставника и группы обучающихся со сходными образовательными потребностями. Либо это может быть группа-наставников и группа-наставляемых (например, в форме взаимодействия ученик-ученик это может быть команда активных обучающихся РДШ и группа обучающихся другой образовательной организации).
Эту модель можно выбрать для развития soft skills обучающихся, повышения их мотивации. Также она способствует самоопределению, формированию ценностей наставляемых.
К процессу взаимодействия по мере необходимости могут присоединяться методисты, родители, выпускники, психологи, учителя-предметники, педагоги-организаторы. Непосредственное общение может происходить периодически (один или два раза в месяц или чаще в зависимости от цели и возможностей наставника). Возможные форматы взаимодействия: мозговые штурмы, ролевая игра, воркшоп, онлайн или оффлайн-тренинг.
2) Индивидуальное или традиционное наставничество практикуется, как правило, с обучающимися в сложных жизненных ситуациях и другими наставляемыми, которым нужен именно персональный подход.
Взаимодействие в данной модели происходит один на один, участие в котором является добровольным. Важно, чтобы и наставнику, и наставляемому было комфортно работать друг с другом.
Наставник в данном случае помогает выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, представить свой практический опыт, актуальный для наставляемого, оказать психоэмоциональную поддержку. Наставляемый при этом быстрее и легче усваивает новую информацию, прорабатывает ошибки, достигает результатов.
Взаимодействие может осуществляется на 3–6–9–12 месяцев. При этом это могут быть как очные встречи – мастер-классы, тренинги, воркшопы, практикумы, решение кейсов, так и дистанционные, онлайн-подключения.