Прежде всего программы наставничества – это комплекс мероприятий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
На какие важные аспекты необходимо обратить внимание при разработке программы, чтобы наставничество было эффективно запущено в образовательной организации?
1. Определение идеи будущей программы
Разработка любой программы – сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической оценки своих возможностей. Чтобы составить программу, которая действительно будет работать, нужно заранее продумать, какие задачи она будет решать и определить ее функционал. В этом помогут разобраться ответы на следующие вопросы:
– Какова основная цель программы? Каким представляется результат реализации программы?
– Какую форму наставничества планируется реализовывать? Одну форму или, может быть, несколько форм в рамках одной программы?
– Кто входит в целевую группу программы? Для кого вы ее разрабатываете? Педагоги, обучающиеся средних или старших классов, студенты?
– Какие преимущества от программы получат участники?
– Есть ли достаточные условия (материальные, технические, финансовые) для осуществления программы в действительности?
– Необходимо ли в рамках программы привлекать социальных партнеров?
– Каковы сроки установления наставнических взаимоотношений? Краткосрочные или долгосрочные и др.
Иначе говоря, важно заранее продумать и учесть свои собственные силы, свою готовность не только написать интересно, грамотно и профессионально программу, но и реализовать ее на практике, достичь заданных результатов, а если потребуется, изменить её.
2. Определение структуры программы
Структуру определяет каждое образовательное учреждение на свое усмотрение, исходя из образовательных потребностей и возможностей.
В качестве примерной структуры программы можно предложить следующие разделы:
– раздел, введение в программу или иначе – пояснительная записка, в которой разъясняется актуальность внедрения программы, ее практическая значимость, цели и задачи, срок реализации программы, применяемые формы наставничества;
– раздел, разъясняющий механизм управления программой (наличие куратора, механизм отбора участников программы, обучения наставников (при необходимости), формирования наставнических пар, создание баз наставников и наставляемых, организация их взаимодействия и др.);
– раздел, описывающий основные формы, методы работы, применяемые в рамках программы;
– раздел с описанием показателей, критериев оценки результативности программы.
3. Определить методы и формы работы
Проблема выбора методов и форм работы — одна из самых актуальных на этапе разработки программы наставничества.
- Важно выстроить работу таким образом, чтобы участникам было интересно и познавательно;
- При выборе методов работы необходимо учитывать возрастные, психологические особенности участников программы;
- Важно заранее определить, какая формы работы планируется: групповая, индивидуальная, смешанная или, может быть, с использованием дистанционных технологий.
Таким образом, для того, чтобы создать полноценную и структурированную программу наставничества, необходимо проработать все её этапы и разделы, которые могут видоизменяться в зависимости от целей, возможностей и потребностей образовательной организации.
Более подробную информацию о разработке программы наставничества можно найти в методических рекомендациях по внедрению региональной целевой модели наставничества на официальном сайте https://наставник74.рф в разделе «Деятельность».