Почитать

Рефлексия и саморефлексия в наставничестве

Одним из важных компонентов наставнической деятельности является рефлексия. Когда наставник в ходе работы с наставляемым помогает ему анализировать результаты своей деятельности, делать выводы и корректировать планы.
Что такое рефлексия? От латинского слова «reflectio» - отражение, размышление – это умение осознанно акцентировать внимание на мыслях, эмоциях и поступках, анализировать окончательные решения и возможности.
Почему рефлексия важна в наставничестве?

Анализ и оценка ситуации, поведения, мероприятия, промежуточных результатов позволяет взглянуть на все со стороны и присвоить себе полученный опыт (что получилось, что не получилось). А этот опыт влияет на качество и эффективность дальнейших действий и результатов. Также рефлексия помогает развивать такой метанавык как осознанность, снижает уровень тревожности, способствует развитию эмоционального интеллекта и критического мышления.

Стоит отметить, что рефлексия может осуществляться самостоятельно или же с помощью наставника/куратора/психолога. В данной статье рассмотрим более подробно саморефлексию.

Саморефлексия способствует раскрытию личностного потенциала, принятию правильных решений, выявлению сильных и слабых сторон, приоритетов, ценностей, пониманию других людей и себя.
Способы саморефлексии
  1. Попробуйте вести дневник, в котором фокусируетесь на важных для вас вопросах (их можно выписать заранее). Например, какие у меня главные достижения за эту неделю/день? Как я себя чувствовал(а)? С чем на мой взгляд, я не справился(-ась)? Почему? Идеи вопросов для саморефлексии можно почерпнуть, например, из чек-листа. Инструмент актуален в любом возрасте. Учителям, например, можно вести дневник своего опыта и своих переживаний в процессе работы, своих впечатлений, успехов-провалов.
  2. Стремитесь получать обратную связь. Спрашивайте у друзей, знакомых, наставника, коллег их сторонний взгляд на ваши действия. Например, можно спросить - если бы вы были на моем месте, что бы подумали об этом/сделали? Что по-твоему я в этой ситуации не учел? Что мне следует улучшить? Так вы получите дополнительную информацию для размышлений, которой вы до этого не обладали. Возможно, это поможет сделать новые выводы, решения.
  3. Попробуйте регулярно вести записи о своих достижениях (от небольших до крупных). Это позволит вам наглядно видеть ваш прогресс, замечать изменения и хвалить себя. А также не забывайте находить способы порадовать себя за достигнутые результаты.
Рекомендации для проведения саморефлексии
  • Выделите время на рефлексию и проводите ее регулярно, например, раз в неделю/день. Четкие временные рамки позволят саморефлексии не перетянуть все внимание на себя, но при этом сконцентрироваться на важном.

  • В моменты, когда у вас возникает мысль или ситуация, которую вы хотите обдумать тщательнее – зафиксируйте ее кратко в заметках в телефоне, блокноте, планере. А в момент занятия саморефлексией , можете вернуться к ним, вспомнить и проанализировать более детально. Это позволит не упустить важное и при этом не перегружать голову множеством мыслей, задач, планов.

  • Задавайте больше уточняющих вопросов, которые позволят увидеть суть вопроса, ситуации. Например: что для меня по-настоящему важно? Как часто меня подводит интуиция и почему? Что или кто может мне помочь? Кому и как могу помочь я? Какой урок я извлеку из этой ситуации? Как изменить эту привычку?

  • В завершении саморефлексии подводите итоги: что важное вы поняли, что планируете предпринять с учетом этого понимания, какие шаги сделать?

Дополнительная информация о рефлексии и гиперрефлексии в видео