Одним из важных компонентов наставнической деятельности является рефлексия. Когда наставник в ходе работы с наставляемым помогает ему анализировать результаты своей деятельности, делать выводы и корректировать планы.
Что такое рефлексия? От латинского слова «reflectio» - отражение, размышление – это умение осознанно акцентировать внимание на мыслях, эмоциях и поступках, анализировать окончательные решения и возможности.
Почему рефлексия важна в наставничестве?
Анализ и оценка ситуации, поведения, мероприятия, промежуточных результатов позволяет взглянуть на все со стороны и присвоить себе полученный опыт (что получилось, что не получилось). А этот опыт влияет на качество и эффективность дальнейших действий и результатов. Также рефлексия помогает развивать такой метанавык как осознанность, снижает уровень тревожности, способствует развитию эмоционального интеллекта и критического мышления.
Стоит отметить, что рефлексия может осуществляться самостоятельно или же с помощью наставника/куратора/психолога. В данной статье рассмотрим более подробно саморефлексию.
Саморефлексия способствует раскрытию личностного потенциала, принятию правильных решений, выявлению сильных и слабых сторон, приоритетов, ценностей, пониманию других людей и себя.
Анализ и оценка ситуации, поведения, мероприятия, промежуточных результатов позволяет взглянуть на все со стороны и присвоить себе полученный опыт (что получилось, что не получилось). А этот опыт влияет на качество и эффективность дальнейших действий и результатов. Также рефлексия помогает развивать такой метанавык как осознанность, снижает уровень тревожности, способствует развитию эмоционального интеллекта и критического мышления.
Стоит отметить, что рефлексия может осуществляться самостоятельно или же с помощью наставника/куратора/психолога. В данной статье рассмотрим более подробно саморефлексию.
Саморефлексия способствует раскрытию личностного потенциала, принятию правильных решений, выявлению сильных и слабых сторон, приоритетов, ценностей, пониманию других людей и себя.
Способы саморефлексии
- Попробуйте вести дневник, в котором фокусируетесь на важных для вас вопросах (их можно выписать заранее). Например, какие у меня главные достижения за эту неделю/день? Как я себя чувствовал(а)? С чем на мой взгляд, я не справился(-ась)? Почему? Идеи вопросов для саморефлексии можно почерпнуть, например, из чек-листа. Инструмент актуален в любом возрасте. Учителям, например, можно вести дневник своего опыта и своих переживаний в процессе работы, своих впечатлений, успехов-провалов.
- Стремитесь получать обратную связь. Спрашивайте у друзей, знакомых, наставника, коллег их сторонний взгляд на ваши действия. Например, можно спросить - если бы вы были на моем месте, что бы подумали об этом/сделали? Что по-твоему я в этой ситуации не учел? Что мне следует улучшить? Так вы получите дополнительную информацию для размышлений, которой вы до этого не обладали. Возможно, это поможет сделать новые выводы, решения.
- Попробуйте регулярно вести записи о своих достижениях (от небольших до крупных). Это позволит вам наглядно видеть ваш прогресс, замечать изменения и хвалить себя. А также не забывайте находить способы порадовать себя за достигнутые результаты.
Рекомендации для проведения саморефлексии
- Выделите время на рефлексию и проводите ее регулярно, например, раз в неделю/день. Четкие временные рамки позволят саморефлексии не перетянуть все внимание на себя, но при этом сконцентрироваться на важном.
- В моменты, когда у вас возникает мысль или ситуация, которую вы хотите обдумать тщательнее – зафиксируйте ее кратко в заметках в телефоне, блокноте, планере. А в момент занятия саморефлексией , можете вернуться к ним, вспомнить и проанализировать более детально. Это позволит не упустить важное и при этом не перегружать голову множеством мыслей, задач, планов.
- Задавайте больше уточняющих вопросов, которые позволят увидеть суть вопроса, ситуации. Например: что для меня по-настоящему важно? Как часто меня подводит интуиция и почему? Что или кто может мне помочь? Кому и как могу помочь я? Какой урок я извлеку из этой ситуации? Как изменить эту привычку?
- В завершении саморефлексии подводите итоги: что важное вы поняли, что планируете предпринять с учетом этого понимания, какие шаги сделать?
Дополнительная информация о рефлексии и гиперрефлексии в видео