Эмоциональный интеллект. Что необходимо знать наставнику?
В наставничестве очень важно уметь оказывать поддержку, проявлять эмпатию и создавать доброжелательную атмосферу. Всему этому способствует развитие и понимание основ эмоционального интеллекта. Одними из первых концепцию эмоционального интеллекта разработали и углубленно изучали американские психологи Мэйер, Сэловей и Карузо. Они понимали эмоциональный интеллект как совокупность врожденных способностей человека, помогающих ему обрабатывать эмоциональную информацию. Согласно модели Мэйера — Сэловея — Карузо, эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов:
Восприятие эмоций т.е. способность распознавать свои и чужие эмоции. Использование эмоций в когнитивной деятельности, например, для принятия решений, в обучении, на работе. Понимание эмоций т.е. способность видеть взаимосвязи эмоций друг с другом, ситуаций и триггеров, которые их вызывают. Управление эмоциями включает контроль своих эмоций, принятие и проживание негативных эмоций и влияние на эмоциональное состояние других людей.
Ученые также отмечают, что развитие эмоционального интеллекта в совокупности с IQ позволяет достичь высокого уровня самореализации и добиться поставленных целей, появляется больше возможностей реализовать свой потенциал. Низкий уровень эмоционального интеллекта подразумевает плохое управление эмоциями (например, агрессивность, вспыльчивость), проблемы в отношениях, низкую самооценку и трудности в общении с другими.
Развитый эмоциональный интеллект включает:
- понимание себя и других; - принятие взвешенных решений; - хорошие доверительные отношения с окружающими; - высокий уровень личной эффективности; - управление своим эмоциональным состоянием и эмоциональными реакциями других; - ментальное здоровье.
Развитию эмоционального интеллекта важно уделять время с малых лет:
«Нужно понимать, что регуляция эмоций детей до года лежит на родителях. С 3 до 4 лет необходимо активно обучать их этому навыку, а уже после 5 лет у каждой эмоции есть мотивация. Задача родителей — научить ребенка понимать свои чувства и называть их. Например, если ребенок злится, родителю необходимо отреагировать на эмоцию: «Ты очень злишься». На этом этапе взрослые вместе с ребенком могут обсуждать эмоции, обращаясь к чувствам героев из сказок и своим собственным. Важно ежедневно интересоваться у малыша, какое у него настроение, какие он испытывал чувства за день», — рекомендует Марина Студнева, психолог, эксперт онлайн-школы психологических профессий «Психодемия».
Практикум. Как развивать эмоциональный интеллект
1. Осознайте свои эмоции. Посмотрите на Колесо эмоций Р. Плутчика и ответьте на вопросы: Что вы сейчас чувствуете? Негативная или позитивная эта эмоция? Какова интенсивность этой эмоции? Какие переживания с этим связаны?
2. Поймите, что именно вызвало эти эмоции. Проанализируйте с помощью дневника или таблицы эмоций, какую эмоцию вы испытываете, как она проявляется (в том числе в теле на уровне ощущений), какое событие или ситуация ее вызвали.
3. Выразите эмоции – на бумаге, с помощью физических нагрузок, в разговоре с близким человеком.
4. Регулируйте эмоции с помощью техник релаксации, дыхательных упражнений, саморефлексии, арт-практик и др.
Предлагаем один из способов регуляции эмоций в случае, когда необходимо поддержать себя.
Практическое задание. Представьте доброго, принимающего, любящего взрослого. Кто это – мужчина или женщина? Сколько лет? Как выглядит? Представьте, что этот человек всегда готов вас поддержать и будет на вашей стороне, когда вы расстроены. Что бы вы хотели услышать от этого человека? Например: «Я вижу, что тебе больно, грустно. Это так обидно, мне очень жаль! Я с тобой, я рядом. У тебя все получится, а пока можно взять паузу».
Список книг для углубления в тему:
Адель Линн - «Сила эмоционального интеллекта. Как его развить для работы и жизни»
Сергей Шабанов, Алёна Алешина - «Эмоциональный интеллект. Российская практика»
Джастин Барисо - «EQ. Эмоциональный интеллект на практике»
Дэвид Уолтон - «Сканер эмоций. Считывай. Распознавай. Управляй»
Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки - «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта»
Маршалл Розенберг - «Ненасильственное общение. Язык жизни»