Итак, скоростное наставничество (от англ. Speed Mentoring) включает в себя однократные встречи наставляемых с наставником более высокого уровня мастерства. Целью таких взаимоотношений может стать знакомство с другими людьми, объединенными общими интересами, успешно преодолевшими интересующие наставляемых проблемы.
Такие встречи помогают сформулировать и определить цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом.
Особенно актуальна данная модель в форме «педагог-педагог», тогда коллеги могут обменяться эффективными методами, технологиями и кейсами в своей области деятельности. Наставником педагога также может быть сотрудник другой организации, НКО. Например, руководитель или сотрудник молодежного ресурсного центра волонтеров. Данная модель предполагает работу наставника с небольшой группой подопечных – например, на специально посвященном этому мероприятии, где наставник выступает спикером.
Флэш-наставничество (от англ. Flash Mentoring). Данная модель наставничества была описана в обзоре независимого агентства по управлению персоналом при Правительстве США. Суть метода заключается в том, что наставники встречаются с наставляемыми в сжатые сроки, часто не превышающие 1 час. За это время наставник представляет свой опыт в профессиональной деятельности, успешные кейсы и дает некоторые рекомендации. После этой встречи ее участники решают, хотели бы они продолжить отношения с наставником или нет.
Важно, что наставники и подопечные подбираются практически без критериев. Если обе стороны видят перспективу сотрудничества, они приступают к реализации программы наставничества.
В таком формате может быть организована встреча выпускников с представителями предприятий либо со студентами вузов. Важно отметить, что флеш-наставничество в первую очередь направленно на краткое индивидуальное общение.
Флэш-наставничество имеет различные варианты реализации:
− Стандартная сессия флэш-наставничества предполагает одноразовую встречу, лично или с помощью телекоммуникационных технологий, между наставником и наставляемым (например, более опытный сотрудник с менее опытным, представитель организации/предприятия с учеником/студентом-наставляемым). Продолжительность такой встречи − от нескольких минут до нескольких часов.
− Последовательное флэш-наставничество: подопечный работает с двумя и более наставниками, с каждым из которых он имеет серию одноразовых встреч, например еженедельно в течение месяца.
− Скоростное флэш-наставничество — это разновидность последовательного флэш-наставничества, когда наставники и их подопечные встречаются лишь на несколько минут, а затем, сразу же после этого, переходят к другому наставнику/подопечному и т.д. Может быть организовано как специальное мероприятие в формате «вертушки».
Таким образом, основное отличие скоростного от флеш-наставничества состоит в том, что в перовом случае идет ориентация на работу наставника с группой, имеющей определенный уровень знаний, интересов, схожим с его. А флеш-наставничество предполагает краткосрочную индивидуальную работу с одним или несколькими наставляемыми вне зависимости от того, каков уровень его знаний в представленной наставником области.