Применение модели. Возможные варианты
Особенно актуально применение модели GROW будет для тех наставников, которые выступают в роли фасилитаторов, ведут и направляют наставляемого правильными вопросами, не критикуют и внимательно слушают. В качестве наставляемых может выступать как группа, так и один наставляемый. Особенно интересен в применении этот инструмент будет при развитии лидерских качеств.
Происхождение модели
На авторство модели претендуют различные специалисты, однако считается, что значительный вклад был внесен Александром Грэмом, Аланом Файном и Джоном Уитмором. Несмотря на то, что изначально модель использовалась только для решения бизнес-задач, она отлично подходит и для решения личностных, профессиональных целей.
Как применять модель?
Предлагаем ознакомится с основными принципами модели в нашей инфографике.
Если представить модель, как инструмент для прохождения пути к решению проблемы, то вначале она предлагает определить цель, куда хотите прийти. Далее необходимо понять, где вы находитесь сейчас. После этого исследуете различные маршруты (выбор), которые ведут к нужной точке. На последнем шаге настраиваете так силу воли, чтобы быть уверенными в том, что вы не отступаете от плана достижения цели, что вы готовы встретиться с различными обстоятельствами на пути к цели и преодолеть их.
Разберем каждый этап, который предлагает модель, более подробно.
1. G — Goal (Цель). Цель — это конечная точка, в которой хочет оказаться человек. Цель должна быть определена очень четко. В этом может помочь технология SMART. Если кратко представить ее, то цель должна соответствовать следующим критериям:
S – максимально конкретная (Specific).
M – измеримая (Measurable).
A – достижимая (Achievable).
R – реалистичная (Realistic).
T – ограниченная по времени (Time-bound).
Предлагаем обратить внимание на вспомогательные вопросы, которые могут помочь на данном этапе:
Чего ты хочешь?
Какой результат будет для тебя наилучшим?
Как ты поймешь, что это именно тот результат, к которому ты шёл?
Что важно для тебя в достижении этой цели?
Как достижение цели повлияет на все сферы твоей жизни?
Что произойдет, когда ты достигнешь результата?
Что скажут тебе окружающие люди?
Что ты получишь из того, чего у тебя нет сейчас?
Задача данного этапа – не только сформулировать цель максимально конкретно. Но также и понять, для чего эту цель необходимо достичь и какие результаты она принесет. Это необходимо для того, чтобы снизит вероятность разочарования после достижения цели.2. R — Reality (Реальность). Реальность – это текущее положение дел. На данном этапе необходимо описать существующую реальность. Ведь для достижения поставленной цели очень важно оценить текущее положение и имеющиеся ресурсы.
Полезными направляющими вопросами на этом этапе могут стать следующие:
Что сейчас происходит?
Что тебя больше всего волнует?
По десятибалльной шкале, если 10 – это идеальная ситуация, на каком балле ты находишься сейчас?
А на каком балле ты хотел бы находиться?
Что ты чувствуешь при этом?
Как то, что сейчас происходит, влияет на другие сферы твоей жизни?
Кто еще вовлечен в ситуацию?
Что ты уже успел сделать и делаешь для решения этого вопроса?
Какие ресурсы есть?
Какие факторы повлияли на твое решение?
Стоит отметить, что необходимо следить за тем, чтобы ответы на эти вопросы не вызывали критику к себе и своей ситуации. Важно определить ситуацию без эмоций, основываясь исключительно на фактах.
3. Этот этап включает 2 аспекта:
O — Obstacles (Препятствия). Препятствия не позволяют человеку достичь своей цели. Понимание того, что является препятствием, «расчищает» горизонт для достижения цели.
O — Options (Варианты). После определения препятствий, необходимо определить пути их преодоления. Это и есть доступные варианты действий.
Предлагаем обратить внимание на те вопросы, которые могут помочь на данном этапе:
Что можно сделать для изменения ситуации?
Что еще вы могли бы сделать?
А какие есть альтернативы?
Какие минусы и плюсы есть у каждого варианта?
А что, если бы у тебя были все ресурсы для решения вопроса, что бы ты сделал?
Кто мог бы помочь тебе в решении этого вопроса?
Где бы ты мог найти информацию?
А что бы ты посоветовал сделать другому на своем месте?
Какие из выбранных вариантов тебе больше нравятся?
Рекомендуем этот этап провести в форме мозгового штурма. Представить и записать максимальное количество идей без любых ограничений, критики и оценивания. Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать.
4. W — Will (Намерения). Варианты, рассмотренные в предыдущем этапе, должны превратиться в действия, необходимые для достижения цели. Это и есть дальнейшие шаги.
Настроиться, собраться и получить дополнительную порцию мотивации могут помочь следующие вопросы:
Что ты предпримешь в ближайшее время?
Как ты это будешь делать?
Каким будет твой первый шаг?
Когда ты это сделаешь?
Есть ли что-то, что необходимо учесть перед тем, как приступить к действию?
Какая поддержка тебе нужна?
Какие возможны препятствия на пути?
Как ты оценишь по шкале от 1 до 10 степень уверенности в том, что ты это сделаешь?
Когда вам нужно будет оценить прогресс? С какой периодичностью: раз в сутки, месяц или неделю?
На этом шаге важно отметить, что цель, поставленная ранее – это осознанный выбор, сделанный с учетом ваших пожеланий и представлений о будущем. Понимание того, что вы делаете и что вам это даст, укрепляет принятие результат на себя ответственности за результат.
В завершение отметим, что основная задача наставника, применяющего данную модель, состоит в том, чтобы правильно и вовремя задать вопросы на каждом из этапов.