Почитать

Модель стремительного роста в практике наставничества

Одной из важных задач наставника является раскрытие личностного, профессионального потенциала обучающегося. И для достижения успешных результатов в этом направлении как наставнику, так и наставляемому необходимо ясно и детально представлять свою цель и видеть способы ее реализации. Одним из работающих методов является применение модели GROW. Остановимся на нем поподробнее.

Применение  модели. Возможные варианты
Особенно актуально применение модели GROW будет для тех наставников, которые выступают в роли фасилитаторов, ведут и направляют наставляемого правильными вопросами, не критикуют и внимательно слушают. В качестве наставляемых может выступать как группа, так и один наставляемый. Особенно интересен в применении этот инструмент будет при развитии лидерских качеств.

Происхождение модели
На авторство модели претендуют различные специалисты, однако считается, что значительный вклад был внесен Александром Грэмом, Аланом Файном и Джоном Уитмором. Несмотря на то, что изначально модель использовалась только для решения бизнес-задач, она отлично подходит и для решения личностных, профессиональных целей.

Как применять модель?
Предлагаем ознакомится с основными принципами модели в нашей инфографике.


Если представить модель, как инструмент для прохождения пути к решению проблемы, то вначале она предлагает определить цель, куда хотите прийти. Далее необходимо  понять, где вы находитесь сейчас. После этого исследуете различные маршруты (выбор), которые ведут к нужной точке. На последнем шаге настраиваете так силу воли, чтобы быть уверенными в том, что вы не отступаете от плана достижения цели, что вы готовы встретиться с различными обстоятельствами на пути к цели и преодолеть их.
Разберем каждый этап, который предлагает модель, более подробно.

1.    G — Goal (Цель). Цель — это конечная точка, в которой хочет оказаться человек. Цель должна быть определена очень четко. В этом может помочь технология SMART. Если кратко представить ее, то цель должна соответствовать следующим критериям:
S – максимально конкретная (Specific).
M – измеримая (Measurable).
A – достижимая (Achievable).
R – реалистичная (Realistic).
T – ограниченная по времени (Time-bound).
Предлагаем обратить внимание на вспомогательные вопросы, которые могут помочь на данном этапе:
       Чего ты хочешь?

       Какой результат будет для тебя наилучшим?

       Как ты поймешь, что это именно тот результат, к которому ты шёл?

       Что важно для тебя в достижении этой цели?

       Как достижение цели повлияет на все сферы твоей жизни?

       Что произойдет, когда ты достигнешь результата?

       Что скажут тебе окружающие люди?

       Что ты получишь из того, чего у тебя нет сейчас?

Задача данного этапа – не только сформулировать цель максимально конкретно. Но также и понять, для чего эту цель необходимо достичь и какие результаты она принесет. Это необходимо для того, чтобы снизит вероятность разочарования после достижения цели.

2.    R — Reality (Реальность). Реальность – это текущее положение дел. На данном этапе необходимо описать существующую реальность. Ведь для достижения поставленной цели очень важно  оценить текущее положение и имеющиеся ресурсы.
Полезными направляющими вопросами на этом этапе могут стать следующие:
     Что сейчас происходит?
     Что тебя больше всего волнует?
     По десятибалльной шкале, если 10 – это идеальная ситуация, на каком балле ты находишься сейчас?
     А на каком балле ты хотел бы находиться?
     Что ты чувствуешь при этом?
     Как то, что сейчас происходит, влияет на другие сферы твоей жизни?
     Кто еще вовлечен в ситуацию?
     Что ты уже успел сделать и делаешь для решения этого вопроса?
     Какие ресурсы есть?
     Какие факторы повлияли на твое решение?
Стоит отметить, что необходимо следить за тем, чтобы ответы на эти вопросы не вызывали критику к себе и своей ситуации. Важно определить ситуацию без эмоций, основываясь исключительно на фактах.


3.    Этот этап включает 2 аспекта:
O — Obstacles (Препятствия). Препятствия не позволяют человеку достичь своей цели. Понимание того, что является препятствием, «расчищает» горизонт  для достижения цели.
O — Options (Варианты). После определения препятствий, необходимо определить пути их преодоления. Это и есть доступные варианты действий.
Предлагаем обратить внимание на те вопросы, которые могут помочь на данном этапе:
    Что можно сделать для изменения ситуации?
    Что еще вы могли бы сделать?
    А какие есть альтернативы?
    Какие минусы и плюсы есть у каждого варианта?
    А что, если бы у тебя были все ресурсы для решения вопроса, что бы ты сделал?
    Кто мог бы помочь тебе в решении этого вопроса?
    Где бы ты мог найти информацию?
    А что бы ты посоветовал сделать другому на своем месте?
    Какие из выбранных вариантов тебе больше нравятся?
Рекомендуем этот этап провести в форме мозгового штурма. Представить и записать максимальное количество идей без любых ограничений, критики и оценивания. Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать.

4.    W — Will (Намерения). Варианты, рассмотренные в предыдущем этапе, должны превратиться в действия, необходимые для достижения цели. Это и есть дальнейшие шаги.
Настроиться, собраться и получить дополнительную порцию мотивации могут помочь следующие вопросы:
    Что ты предпримешь в ближайшее время?
    Как ты это будешь делать?
    Каким будет твой первый шаг?
    Когда ты это сделаешь?
    Есть ли что-то, что необходимо учесть перед тем, как приступить к действию?
    Какая поддержка тебе нужна?
    Какие возможны препятствия на пути?
    Как ты оценишь по шкале от 1 до 10 степень уверенности в том, что ты это сделаешь?
    Когда вам нужно будет оценить прогресс? С какой периодичностью: раз в сутки, месяц или неделю?
На этом шаге важно отметить, что цель, поставленная ранее – это осознанный выбор, сделанный с учетом ваших пожеланий и представлений о будущем. Понимание того, что вы делаете и что вам это даст, укрепляет принятие результат на себя ответственности за результат.
В завершение отметим, что основная задача наставника, применяющего данную модель, состоит в том, чтобы правильно и вовремя задать вопросы на каждом из этапов.