Для того, чтобы стать наставником, сильного желания, внутренней доброты и энтузиазма может быть недостаточно. Ведь наставнический процесс хоть и основывается на теплых, доверительных отношениях, подразумевает помощь наставника в развитии определенных навыков, решении задач и запросов. А значит и сам наставник преуспел в развитии определенных навыков, имеет профессиональный и жизненный опыт. Представим те навыки наставника, без которых будет трудно создать и поддержать длительные наставнические отношения и избежать эмоционального выгорания.
1. Коммуникативные навыки
Включают в себя следующее: – Способность ясно выражать свои мысли; – Активное слушание (умение внимательно слушать, задавать вопросы, умение актуализировать вопросы и отвечать на них); – Самопрезентация; – Установление контакта и организация диалога с разными людьми; – Владение разными педагогическими стилями (для наставничества в образовательных организациях).
2. Социальные навыки
Включают целый комплекс гибких навыков, необходимых наставнику для корректных действий и принятия решений в VUCA-мире. Наставнику необходимо обладать развитым эмоциональным интеллектом, то есть способностью сопереживать, понимать и реагировать на чувства другого человека. Не менее важно наставнику уметь управлять конфликтами и работать в команде, оперативно реагировать и использовать тактики, направленные на поиск оптимального решения, удовлетворяющего решение всех сторон конфликта. Адаптивность к изменяющимся условиям. Предполагает умение гибко переключаться между ролями - не «застревать» в профессиональных деформациях, статусах, моделях поведения и т. п.
3. Self-skills Это навыки, направленные на понимание себя, на самодиагностику. Включают в себя 3 навыка: самоопределение – навык, подразумевающий соотнесение себя с определённой профессиональной деятельностью. Если человек понимает, чем он хочет заниматься в жизни, то он сможет реализоваться и помочь другим в реализации профессиональных и личностных возможностей. самообразование – это формирование и реализация индивидуальной образовательной программы. Для наставника важно проявлять заинтересованность в повышении качества своей деятельности и стремиться к изучению различных образовательных ресурсов и практик. самоорганизация – подразумевает умение наставника управлять своим временем, а также включает самомотивацию, саморефлексию, умение устанавливать личные границы.
4. Управленческие и исследовательские навыки Не менее важны для наставника следующие навыки: – Способность к анализу и предложению решений, то есть умение выявить причины тех или иных результатов и рассмотреть альтернативные варианты решения; – Умение управлять проектами; – Креативность, способность решать нестандартные задачи.