Прежде, чем приступить к поискам наставника, как вы, возможно, уже догадались, необходимо ответить самому себе на вопросы:
1) Каким вы хотите стать в итоге? В чем хотите достичь успеха/мастерства? К какому результату прийти?
2) Какие сильные стороны личности вам бы хотелось у себя развить?
Ответы на эти вопросы помогут набросать небольшой портрет потенциального наставника – область его деятельности/интересов, личный опыт и качества.
Исходя из этих данных, можем двигаться дальше.
Определим круг поиска наставника среди окружения. Есть несколько способов это сделать. Например, исходя из составленного портрета наставника, можно выписать в список тех потенциальных наставников, доступ к которым у вас есть через одного-двух друзей или знакомых. К примеру, ваш друг занимается в спортивной секции и знаком с тренерами, ровесниками кандидатами спорта, при этом ваша цель также связана со сферой спорта. Отличной идеей будет рассказать всем из своего ближайшего окружения о том, что вы бы хотели найти себе наставника, объяснить ваш запрос и попросить порекомендовать к кому, по их мнению, вы можете обратиться.
После того, как у вас будет несколько вариантов, предположите, кто уже успешно достиг планируемых вами результатов, у кого есть желаемые вами качества, кто более располагает к себе. Сделайте решительный шаг – напишите этому человеку. Кратко и четко изложите ваш запрос и опишите, почему обратились именно к нему. Вы можете попросить о личной встрече – она станет ярким показателем того, сможете ли вы построить доверительные отношения в рамках наставничества.
Несколько рекомендаций по общению с наставником
1) Соблюдайте личные границы – будьте вежливы, корректно реагируйте на любой ответ, в меру проявляйте чувство юмора.
2) Избегайте лести, фамильярности и излишней скромности. Проявляйте уважение к наставнику и его опыту, будьте пунктуальны и ответственны за ваши слова и договоренности. При этом не бойтесь заявить о себе – умение четко и с интересом описать то, к чему вы стремитесь, выделит вас.
3) Подумайте, почему потенциальному наставнику будет интересно с вами работать, какую пользу он получит от сотрудничества и общения. Для этого вы можете предварительно изучить интересы, мероприятия, в которых участвует потенциальный наставник. Это может быть повышение авторитета и улучшение имиджа как профессионала; получение нового опыта, развитие новых гибких навыков при взаимодействии с обучающимся, педагогом; возможность преемственности, передачи опыта с последующим трудоустройством.
4) Будьте честны и открыты – это основа для построения доверительных отношений.