Почитать

4 этапа формирования команды

Для реализации большого проекта, проведения или участия в важном мероприятии крайне сложно обойтись без слаженной работы единой команды. Наставник может объединять людей в малые группы для совместного достижения цели и помогать, направлять их. Какие особенности стоит учитывать при работе с малой группой и формировании команды? Чему необходимо уделить особое внимание?

Ответы на эти вопросы предлагаем найти в модели развития команды американского психолога Брюса Такмана. Он выделил 5 этапов, через которые должна пройти группа людей, чтобы стать командой. При этом модель универсальна, вне зависимости от возраста участников группы. Итак, рассмотрим каждый этап более подробно.

1 этап. Формирование

На данном этапе люди обычно еще мало знакомы друг с другом. Часто они достаточно позитивны и доброжелательны, стараются произвести хорошее впечатление. При этом четкого представления о предстоящей работе может не быть. Это вызывает обеспокоенность и тревожность перед неизвестным. Ощущения принадлежности к группе, единой команде на данном этапе нет, нет и понимания общих интересов, целей.

Роль наставника на данном этапе значительна. Так как именно ему предстоит познакомить всех членов группы друг с другом, обозначить и разъяснить цель формирования команды. А также для успешного завершения данного этапа необходимо разъяснить примерный механизм дальнейших действий, распределить обязанности и зоны ответственности. Важную роль также играет создание и поддержание доброжелательной, непринужденной атмосферы, в которой всем участникам группы будет комфортно. Это могут быть небольшие неформальные беседы, выявление общих интересов, поддержка и похвала.

2 этап. Стадия конфликтов

Члены группы знакомы друг с другом, цели поставлены. Однако способы достижения этих целей могут быть разными, разные взгляды на способы достижения поставленной цели. Это часто приводит к конфликтам, появляются первые разногласия. Может оспариваться справедливость распределения ролей и обязанностей.

До слаженной командной работы еще далеко, так как внутренние и внешние конфликты еще не погашены. Некоторые участники группы могут усомниться в значимости цели и будут саботировать выполнение текущих задач. А некоторые могут выполнять только краткосрочные задачи и испытывать стресс от изменений в рабочем процессе и отсутствии поддержки команды.

Наставнику на данном этапе важно участвовать в разрешении конфликтов, поддерживать сотрудников, чувствующих свою уязвимость. Позитивный взгляд на вещи и собственную непоколебимость могут помочь в трудные моменты. Рекомендуется обучать своих подопечных навыкам разрешения конфликтов, использовать психологические тесты для того, чтобы они могли больше узнать о своих стилях работы и сильных сторонах (например, тестирование Майерс-Бриггс и профиль управления командой Чарльза Маргерисона и Дика МакКена).

3 этап. Нормирование

Переход к данному этапу – процесс не быстрый. Постепенно группа преодолевает разногласия, признает сильные стороны каждого ее участника, уважает и признает авторитет наставника. Роли внутри группы окончательно распределены, участники нацелены на сотрудничество, поддерживают друг друга, дают обратную связь.

Наставнику при этом важно помочь команде организовать свою деятельность максимально эффективно, позволить участникам группы взять на себя ответственность за продвижение к цели и поощрять сплочение команды, предлагать и участвовать в командообразующих мероприятиях.

4 этап. Функционирование

Долгожданный этап, когда группа наконец становится единой командой. Работа эффективно организована, каждый участник команды прикладывает определенные усилия для решения возникающих проблем в команде, помогает другим членам команды. Устанавливаются крепкие межличностные отношения, комфортная атмосфера способствует росту продуктивности и мотивации всех членов команды. Также происходит рост команды, ускоряется личностное развитие.

Наставник на данном этапе оценивает и корректирует работу команды, дает членам команды корректную обратную связь, обсуждает возникающие проблемы и возможности их решения.

Расставание

Неизбежный этап, через который команда проходит при окончании сроков совместной работы. Для людей, с трудом переносящих изменения, имеющим теплые, близкие отношения с членами команды, этот этап особенно болезненный.

Наставнику в данный период необходимо отметить и отпраздновать достижения команды, выразить благодарность, отметить достижения каждого. Эти действия, а также поддержание теплых взаимоотношений поможет преодолеть данный этап команде и двигаться дальше.