Почитать

Сторителлинг. Что это такое и как его использовать?

Воодушевить, сплотить, укрепить уверенность в себе и повысить эффективность общения – со всеми этими задачами справляется техника, о которой сейчас пойдет речь.
Сторителлинг в дословном переводе с английского языка означает рассказывание истории. Если же обратиться к аналогам в русской речи, то можно найти синонимичное понятие «сказительство», то есть исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа, с помощью которого передавались достижения поколений, раскрывался колорит культуры и семейные традиции.
В современном представлении сторителлинг – техника передачи опыта для ребенка в процессе обучения, построенная на использовании историй с определенным сюжетом.

Кто и как может ее использовать? В рамках программы наставничества данную технику могут использовать наставники: педагоги, представители реального сектора экономики, НКО, обучающиеся для представления своего опыта в интерактивном формате и др.
Вне зависимости от формы представления истории – устной или письменной – основные принципы ее создания едины. На них и остановимся подробнее.

1.Обязательный элемент каждой истории – это идея, а в случае использования в образовательном процессе и ее цель. Идея может заключаться в поступках, отношениях, взглядах автора относительно какой-либо ситуации. Например, автор считает, что проблемы с преемственностью знаний от школы до университета, от университета до рабочего места возможно решить с помощью наставничества. В таком случае целью истории будет – представить свой положительный опыт решения данной задачи и стимулировать мотивацию к участию в программе наставничества.


2. При создании истории важно ориентироваться на стандартную структуру повествования: завязка (то есть начало, описание места, времени, персонажа), развитие действия, кульминация (пиковая точка в развитии действия), развязка (конец действия). Также для более последовательного и эффектного представления своей истории можно ориентироваться на типы сюжетов. В книге «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории» журналист Кристофер Букер выделяет следующие типы:
  • Из грязи в князи. Эта история связана с преодолением трудностей, достижением успеха или неожиданной удачей, например, как в истории с Золушкой.
  • Перерождение. Отрицательный герой в этой истории раскрывается и становится положительным. Примером может служить мультфильм «Гадкий Я».
  • Путешествие и возвращение. Персонажи истории попадают в новые для себя миры, преодолевают трудности, достигают намеченные цели и возвращаются домой. Так было, например, в «Алисе в стране чудес».
  • Приключение подразумевает прохождение персонажем квеста с преодолением различных препятствий и искушений на пути к цели. Такова история Фродо из «Властелина колец».
  • Комедия предполагает рассказ легкой и беззаботной истории, основанной на недопониманиях, путанице с позитивным финалом. В таком формате хорошо подаются кейсы. Примерами могут служить сериалы «Теория Большого Взрыва» и «Друзья».
  • Трагедия. Это истории отрицательных персонажей и их падения. Обычно к концу истории к главному герою приходит понимание его ошибок и раскаяние, но оказывается слишком поздно. История такого персонажа прослеживается, к примеру, в фильме «Человек-паук 2», суперзлодей Доктор Осьминог.
В зависимости от цели, которую вы хотите достичь посредством вашей истории, будет зависеть выбор типа сюжета.

3. Обычно история, основанная на личном опыте или примере близких людей, вызывает больше расположения и ответный отклик. Также особое внимание уделяется созданию атмосферы – описанию деталей ситуации, характера персонажа и т. д. Это не только способствует возникновению эмпатии у слушателей/читателей, но и делает их более вовлеченными в процесс (обучения, взаимодействия).

4. Также особое внимание стоит уделить конфликту – тому противоречию или проблеме, с которой сталкивается персонаж и которую в конечном итоге преодолевает. Конфликт можно развернуть как череду проблем/задач и привлечь слушателей/читателей к их решению в разные моменты истории. Например, конфликт молодого педагога и школьников, когда обучающиеся не воспринимают всерьез преподавателя. Автор истории может предложить слушателям самим обсудить ситуацию и представить решение нескольких проблем – отсутствие интереса учеников, поведение в конфликтной ситуации и др.

Итак, мы рассмотрели основные принципы такой техники обучения и самопрезентации, как сторителлинг. А как на практике составить свою историю и на что обратить внимание при ее создании, мы предлагаем рассмотреть в разделе "Поиграть"